Проблемы поп-психологии

Есть одна вещь, которая несколько пугает меня в поп-психологии. Как бы ее назвать?
М… Назову ее так: психологизация всего и вся.

  • Это когда любые болезни — рак, акне или артрит — называют психосоматикой, а любую тахикардию — панической атакой от тревожащей мысли;
  • Это когда забывают, что объективная реальность существует и слепо верят в идею о том, что “мысли материальны”;
  • Это когда напрочь забывают о врожденном в нас и предполагают, что личностные особенности полностью формируются в детско-родительских отношениях.

Да, и я тоже иногда этим грешу. Так хочется верить в то, что болезнь возникла из-за психологической причины, и если я разгадаю ее, — она исчезнет. Так хочется верить в то, что стоит мне лишь начать практиковать аффирмации, и я стану миллионершей. Так хочется верить в то, что мое “я” полностью сформировалось в детстве, в отношениях с родителями и сверстниками, а значит, я могу понять, что пошло не так, и исправить. Это все дает такую, знаете ли, иллюзию контроля и всемогущества. И мне правда очень и очень понятно желание эту иллюзию иметь.

Но если бы все зависело только от детского опыта, как бы мы объяснили, почему один человек, выросший в крайне неблагоприятных условиях, спивается, а другой становится достойным человеком? Почему у одного человека после травмирующей ситуации возникает ПТСР, а у другого нет? Слишком много вопросов, которые намекают на то, что все намного сложнее.

Проблема/симптом возникает как раз на стыке наших врожденных биологических особенностей, приобретенных в течение жизни привычек и самой ситуации. И как же важно психологу всю эту сложность учитывать, чтобы с одной стороны оставлять место для веры в изменения, а с другой — не улетать вместе с клиентом в космос иллюзий.

P.S. И я очень прошу понять меня правильно: я не отрицаю наличие психосоматики, важности работы с мыслями и травмами прошлого. Речь лишь о сильном “перекосе”.
Made on
Tilda